Современные детские книги отличаются от тех, что были популярны лет 10-20 назад. Порой они бывают настолько необычны, что детский интерес к книге больше похож на увлечение игрой. Книги для самых маленьких ребят «комплектуются» большим количеством кнопочек, мигающих лампочек, могут сами петь песенки и рассказывать сказки. Детей привлекают и красочные иллюстрации, по которым можно изучать растения и животных.
Однако книга в первую очередь должна помочь маленькому первооткрывателю в развитии речи. И если в возрасте одного года малыш произносит свои первые слова, то уже к 2 годам он может формировать из них простые словосочетания, а к третьему году и вовсе общаться предложениями.
Интерес к книге как к источнику получения знаний просыпается у детей ближе к так называемому «возрасту почемучек» — к трём годам. В этом возрасте малыши с удовольствием слушают, а иногда и сочиняют сами сказки, запоминают небольшие рассказы. Роль родителей маленьких почемучек сводится к тому, чтобы поддержать стремления своего чада, хотя, как утверждают психологи, обучать трёхлетнего ребёнка чтению рано. Лучше всего сосредоточиться на развитии речи, что в дальнейшем станет базой для обучения чтению письму.
Как выбирать интересные книги для детей? Примерный список книг для чтения дошкольникам разного возраста вы найдете в этой статье.
Дети до 3 лет очень непоседливы, они быстро утомляются, не могут долго удерживать внимание на одном предмете. Поэтому книги с яркими иллюстрациями не лучший вариант. Постоянно меняющиеся картинки быстро утомят малыша, и он постоянно будет отвлекаться.
Малыши с большим удовольствием слушают короткие стишки и потешки, с лёгкостью их запоминают. Можно описывать ребёнку свои действия в стихотворной форме. Такая яркая подача обязательно запомнится малышу.
Развитие речи малыша лучше начать с тех книг, где есть картинки из повседневной жизни. Дети с большим интересом рассматривают иллюстрации, на которых изображены фрукты, люди, машины, поезда. Обязательно комментируйте каждую картинку: поясните, для чего нужна та или иная вещь, пофантазируйте вместе с малышом, куда может направляться человек на картинке, где может расти нарисованный фрукт?
Общайтесь во время чтения. Например, когда вы читаете ребёнку сказку, можно сделать небольшой перерыв, чтобы обсудить героев. Попросите малыша описать сказочную царевну или избушку Бабы–Яги. Добрые сказки с хорошим концом не только развивают воображение и речь, но и помогают малышу справиться с переживаниями.
Проявите терпение. Ребёнок может ежедневно требовать прочитать одну и ту же сказку. Не ленитесь – прочитайте, скорее всего, история в данный момент эмоционально близка ребёнку.
Формируем интерес к чтению книг в домашних условиях
У ребёнка обязательно должны быть свои книги, которые он сможет в любой момент почитать, полистать или просто посмотреть картинки. Они должны всегда находиться в свободном доступе.
Книги для малышей производятся из разных материалов. Если говорить о первых книгах крохи, то лучше, если они будут изготовлены из прочных материалов, таких, как картон или фетр.
Дети в восторге от «поющих» книг. Однако если вы решитесь на покупку таковой, вам нужно запастись терпением, поскольку, скорее всего, малыш будет включать её постоянно – раз по 20–30 за день, не все родители готовы на такой «тест–драйв».
Научите ребёнка бережному обращению с книгой, не позволяйте вырывать страницы или отрывать корки. Если же кроха настойчиво требует что-нибудь порвать – предложите старую газету.
Ребёнка постарше можно записать в библиотеку, поскольку там можно найти редкие коллекционные издания с прекрасными иллюстрациями известных художников. В детских библиотеках очень интересно: работники таких учреждений часто проводят конкурсы, тематические выставки, вечера для детей. Все эти мероприятия наверняка понравятся ребёнку, что станет отличным стимулом прийти туда снова.
Не нужно заставлять ребёнка читать книги и изучать буквы через силу. Так вряд ли получится добиться хорошего результата. Покажите малышу, что чтение – процесс увлекательный и интересный, тогда он сам потянется к книге. Обучайте в игровой форме. Буквы алфавита можно вырезать из бумаги и раскрасить вместо того, чтобы бесконечно повторять то, что написано в букваре, так они легче запомнятся.
Дети часто копируют поведение взрослых людей, поэтому если хотите, чтобы ваш ребёнок проявлял интерес к чтению и полюбил книги, станьте ему в этом примером. Старайтесь проводить больше времени за чтением, тогда и малыш будет подражать вам.
Обучение малыша чтению – процесс не простой, однако, если подойти к нему с интересом, ребёнок будет воспринимать его не как обузу и ежедневную неприятную обязанность, а как интересную игру.
Есть способ ещё проще – читающие родители. Учёные выяснили, что дети таких родителей впоследствии также очень любят книги, даже если их специально этому не учили.